banner-sertificat

Ракс ШаркиRaks al Sharki  в переводе с арабского означает Танец Востока.

Варианты этого вида танца можно увидеть повсеместно в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Ни один другой танец не вызывает такого ажиотажа и не описывается так часто различными путешественниками.

Ракс аль-шарки появился на основе восточного танца балади. Сам стиль балади сохранил свой дух и традиционный вид, хотя сильно адаптированный к новациям в музыке. Между этими двумя формами существуют интересные различия.

Музыке балади танцовщица откликается нижней частью тела, центр ее тяжести и движений находится в бедрах. Преобладают круговые волнообразные и колеблющиеся движения таза, руки остаются бездеятельными, локти – тяжелыми. Балади исполняется на полной стопе или на полупальцах, но в любом случае выглядит тяжеловесно, приземлено. В нем есть своя эмоциональная острота, связанная с основными смысловыми темами музыки – страданием и несчастной любовью. Это очень женственный, естественно чувственный танец. В музыке для балади на фоне перкуссии лидирует аккордеон.

Шарки, гибридный стиль, созданный на основе балади, подвергся влиянию разнообразных танцевальных традиций. Элементы индийского, персидского и турецкого танцев сплелись в шарки, который называют классическим стилем, в том смысле, что это самый утонченный и сложный танец арабского мира. Азиатское влияние на шарки проявляется в гордой осанке, из Индии и Персии пришли движения головой, руками и кистями, из Турции – извивающиеся движения позвоночника.

костюм для Raks al Sharki ЛейлаВ пестрой картине шарки есть и ряд западных элементов. Самый ранний пример такого синтеза – творчество Самии Гамаль. В египетских фильмах тридцатых годов видно, как она использует балетный повороты, парящие движения рук и выход на сцену с прозрачным шарфом (шалью). Сегодня выход с шарфом стал отличительной чертой стиля шарки.

Центр тяжести в шарки скорее находится в верхней части корпуса, чем в бедрах. Вытянутый позвоночник и грациозные жесты руками в этом танце соответствуют балетному идеалу - парящие движения, удлиненные линии. Шарки исполняют чаще на высоких полупальцах, чем на плоской стопе. Ведущий элемент в музыке – ритм; табла создает основную структуру танца и диктует движения, в то время как мелодия оплетает ритмическую основу.

Этот танец может продолжаться от 15 до 30 минут. Различные песни и мелодии соединены так, чтобы исполнительница могла продемонстрировать всю палитру возможностей шарки. Типичная музыка для шарки состоит из бодрого вступления и нескольких мелодий, соединенных тремя-четырьмя такасимами (такасим - соло одного инструмента), исполненными на уде, флейте най, кануне и скрипке. В ходе такасим танцовщица старается выразить эмоции, пробуждаемые каждым интсрументом.

Такасим ная часто обыгрывается движениями рук, плеч и верхней части корпуса. С ним связаны самые духовные аспекты танца. Кануну, издающему мерцающий, вибрирующий звук, танцовщица отзывается дрожью в мышцах. Особенно в бедрах, хотя эта тряска может распространяться и на все тело.

После такасима идет барабанное соло, где лидирует табла. Это один из самых популярных элементов танца. Соло табла – последняя из целой серии кульминация музыкальной композиции. Затем следует энергичный завершающий фрагмент, который исполняется всем оркестром, и ставится триумфальная точка.

костюм в восточном стилеПриспосабливая танец к формату сцены, в отличие от небольшой вечеринки или свадьбы, танцовщица должна решать важную задачу – баланс между монотонностью и разнообразием, повествовательностью и самовыражением.

То же самое можно сказать о балансе между технической виртуозностью и душевной теплотой. Арабская аудитория ценит эмоции также высоко, как и технику, тогда как западная больше концентрируется на технике. Над лексиконом танца необходимо работать, но ни балади, ни шарки, ни фольклорные танцы не ограничиваются только техникой.

Виртуозность может впечатлить зрителя, но если танцовщица занята лишь демонстрацией своих технических навыков, ее выступление оставляет нас безучастным. Это как прекрасный цветок без аромата. Техника – это инструмент, который дает возможность танцовщице выразить свои мысли и чувства. Сама по себе смыслом танца техника быть не может.

Современный костюм для ракс шарки появился в 1920-х годах. Его созданию способствовали голливудские фильмы, где женская привлекательность ассоциировалась с образом вамп. Западный костюм в восточном стиле – лиф, полупрозрачная юбка, сидящая низко на бедрах, и открытый живот– был адаптирован арабскими танцовщицами и стал униформой для кабаре.

По материалам книги Венди Буонавентура «Рожденная в танце»

Категория: Стили танца