banner-sertificat

Си́ва (араб. سيوة‎‎) — оазис в Египте, расположен в губернаторстве Матрух (пустыня Сахара), в 50 км от границы с Ливией. Оазис находится примерно в 300 км к юго-западу от побережья Средиземного моря. Размеры оазиса 50 на 20 км.

Население всего оазиса Сива составляет 23 000 человек. В центре оазиса находится город, население которого насчитывает около 7000 человек. Большинство местных жителей — этнические берберы, (самоназвание "амахаг" -"человек"), говорят на берберском наречии тасиуит.

В 2007 году в Сиве были найдены отпечатки человеческих ступней, возраст которых оценивается в 3 миллиона лет. Это самые древние человеческие следы в мире.

Благодаря изолированному географическому положение оазиса, берберы смогли сохранить свой язык и большую часть традиций.

Оракул Амона храм амона сивянки 

История

Хотя известно, что оазис был заселён с древнейших времён, первое упоминание о Сиве относится ко временам XXVI династии фараонов, когда был сооружён Некрополь. Древнеегипетское название Сивы — Нехт-ам, то есть «Земля пальм».

В оазисе располагался один из самых известных храмов бога Амона, поэтому его древнее название — Аммона (Аммонский оазис).

Греческие колонисты имели контакты с Сивой примерно в то же время (VII век до н. э.), и во времена Геродота уже был известен храм оракула Амона . В 525 году до н. э. персидский царь Камбис, после покорения Египта отправил 50 тыс. воинов для покорения Сивы, но они бесследно исчезли в пустыне (вероятно, во время песчаной бури). Около середины IV в. до н. э. местный ливийский князь Ун-амун признал власть царя Египта Нектанеба II, и воздвиг в оазисе египетский храм в честь Амона, в котором изобразил себя подданным египетского фараона.

Перед завоеванием Персии Александр Македонский посетил Сиву, расположенный здесь знаменитый оракул Амона объявил ему о его божественной природе и назвал законным фараоном Египта.

сива Позднее римляне использовали оазис как место для ссылки.

Мухаммед Али Египетский присоединил Сиву к Египту в 1819.

В последние тринадцать столетий Сива находилась на самоуправлении. Как гласят местные предания, в 1203 году семь семей, состоящие из 40 человек (выходцев из Агурми - древней столицы оазиса), основали новое поселение Шали, по сей день их почитают как "сорок предков", по всей видимости, они были последние оставшиеся в живых в результате долгих междоусобиц между берберами и арабами, они и стали родоначальниками нескольких более многочисленных групп племен "Востока". Позднее в Сиву прибыла часть переселенцев из Ливии, которые так же поселились в оазисе, стала называться племенами"Запада". Эти две группы племен находятся на протяжении более десяти веков в состоянии вражды.

Каждым племенем "Востока" и "Запада" управляет шейхом, совместно с советом из десяти старейшин племени, состоящий из представителей всех семейств племени .В случае возникновение споров между племенами собираться совет шейхов в Шали , который и разрешает возникшие проблемы согласно праву Сивы и Шариату . Наказанием могут быть побои , штрафы а так же изгнание из племени.

Про женщин

Положение женщин в Сиве не сильно отличается от положение женщин во всем мусульманском мире, когда девочке исполняется 16 лет ее необходимо выдать замуж. Поэтому мать начинает готовить придание с десятилетия дочери. Без разрешения мужа (отца) женщина не может выйти из дома и даже заговорить. Решение за кого выдать дочь замуж принимает глава семьи, при этом невеста может встретиться с женихом не больше чем на одну - две минуты пару раз в год.

Согласно традициям Сивы, которых очень строго придерживаются жители оазиса на протяжении многих веков, браки заключаются внутри племени, что привело к своеобразному "высветлению" населения. Во внешности сиванцев больше негроидных черт и более темная кожа, чем у многих других представителей берберов, но среди них много альбиносов — белокожих блондинов, но со всеми особенностями негроидной расы.

сиванка сиванки сиванка

Одеваются женщины Сивы так же гораздо строже, чем во всем остальном Египте. Практически все пожилые женщины ходят в длинных абаях с лицами, полностью закрытыми паранджой. Те, кто помоложе, тоже иногда носят никаб, но все-таки сейчас чаще позволяют себе обычный платок. Так же, как и у всех берберов неотъемлемой частью одежды являются серебряные украшения (все женщины берберов избегают носить золото). Шейные и грудные украшения сиванок весят около десяти килограмм, в комплекте к которым обязательно идут браслеты и прочие украшение рук, весом от одного до двух килограмм на каждую руку.

комплект украшений сиванки головное украшение сиванки браслет сиванки 

Очень интересно пишет об оазис Сива и ее жителях известная американская танцовщица Тамалин Даллал в своей книге «Глазами любопытной кошки»:

«….У некоторых сиванцев очень темная кожа, точь-в-точь как у африканцев. При этом здесь есть люди с голубыми и зелеными глазами, а также со светлыми, всегда сильно вьющимися волосами.

С раннего детства и до дня своей свадьбы девочки носят длинные платья из плотной ткани с рюшами на рукавах и ниже талии. В этих платьях они ходят по пыльным переулкам своего района, сверкая блестками на солнце. Многим приходится спрашивать разрешения, чтобы отлучиться из дому; перед выходом они заворачиваются в тарфотет – синюю клетчатую ткань, изготовленную в деревне Кердаса недалеко от пирамид. Это что-то вроде большой простыни, покрывающей человека от головы до пят. Лицо и глаза девочки прячут за черными шарфами. Единственный участок обнаженного тела, который можно увидеть, – запыленные стопы в сандалиях.

Дома женщины переодеваются в свободные туники, сшитые вручную, часто из ткани в широкую полоску. В комнате, где нет мужчин, черную ткань отворачивают с лица или просто снимают тарфотет.

Девушки бывают и стройными, и полноватыми, но после вступления в брак, который, как правило, заключается между пятнадцатью и восемнадцатью годами, рождаются дети, и женщины превращаются в дородных дам…»

Женщины Сивы:

Танец жителей Сива

До недавнего времени, Сива была самым недоступным из всех египетских оазисов. Бедуины, и по сей день живущие в поселении рядом с оазисом, благодаря такой изолированности, сумели сохранить самобытную музыку и танцы, не дав смешаться им с другими восточными культурами.

Сиванки танцуют под аккомпанемент женского пения и ударов по оливковым бочкам, и кроме самих женщин, согласно традициям, этот танец больше никто не видит. Костюм танцовщицы составляют галабея до колен, шаровары, платок и огромное количество украшений, но в этом случае танец это способ выставить напоказ свое богатство и статус.

В женских танцах Сивы максимально используют шимми (тряски бедрами), прыжки, проходки в плие, круги, удары бедрами. Руки согнуты в локте, с повисшими и расслабленными кистям , максимально дающие обзор всевозможным украшениям и полностью не участвующие в движении, как и верхняя часть тела из за массивных украшений.

Мужские танцы Сивы намного мягче и нежнее. Костюм танцоров также состоит из шароваров, галабеи и пояса на талии. Движения очень чувственные и сексуальные, в восприятии людей других культур связанные исключительно с женским танцем, представляя собою сложный микс разных стилей: есть движения хаггалы, гавази, нубии.

Дело в том, что по законам Сивы, которые ревностно соблюдаются и сегодня, мужчина может жениться лишь по достижении 40 лет. До этого времени он изолирован от женского общества, что породило гомосексуальные связи, широко распространенные среди мужского населения в возрасте от 20 до 40 лет. Это-то и отразилось в танце: те движения, что у других народов ассоциируются только с женским танцем, мужчины Сивы исполняют еще чувственнее.

Костюмы

костюм сиванки свадебное платье сиванкикостюмы сиванок

Видео танца в исполнении труппы Махмуда Реды. Танец исполнен смешанным коллективом (чего вообще не может быть с точки зрения традиций и закона Сивы) , позволяет сложить хотя бы приблизительное представление о таком загадочном танце.

Сива в исполнении учениц студии Ашанти:
Еще Сива

Музыка Сивы

Жители и природа оазиса Сива

Использованы материалы сайтов:

http://ru.wikipedia.org
http://www.elementdance.ru
http://mkrashakova.livejournal.com

Категория: Стили танца