banner-sertificat

полезность танца живота«Телесное и психическое едины» - на этом положении основана система телесно-ориентированной психотерапии. Как наши душевные переживания влияют на тело - так и тело влияет на психическую жизнь.

Как рано мог он лицемерить

Большинство людей сейчас рождается достаточно здоровыми - и телесно, и психологически. Но с самого начала на нас обрушиваются так называемые травмы развития - все неприятные события, которые случаются в жизни любого человека: катастрофы, болезни, конфликты... Они накапливаются с самого рождения, подчас неосознанно, и откладываются в теле в виде хронического мышечного напряжения. Появляется какая-то эмоция - мгновенно идет сигнал в соответствующие ей мышцы. Мы этого не осознаем, но мышцы напрягаются. Мы редко позволяем себе действовать естественно, поэтому напряжению некуда выйти, и мышцы, задействованные в выражении неприятных эмоций, привыкают быть в напряжении. Впоследствии эта постоянная напряженность начинает, наоборот, толкать нас в сторону неприятных эмоций.

Образовавшаяся система привычных мышечных напряжений индивидуальна - она называемся мышечным панцирем. Так как мы все индивидуальны и наши жизни неповторимы, то и мышечный панцирь у каждого свой.

Беллиданс задействует все наше тело, поэтому он является хорошим диагностическим инструментом: проблемы с определенным сегментом порождают проблемы с определенными движениями. Наблюдая за тем, с какими движениями возникают затруднения, можно определить - какой «груз» из прошлого мешает танцовщице. И наоборот - освоение движений позволяет восстановить более полный контроль над участками тела, снять накопленное напряжение, что помогает танцовщице с этим «грузом» справиться. Происходит неосознанное лечение психологических проблем.

Мышечный панцирь делится на семь сегментов - они приблизительно совпадают с семью чакрами, хотя основатель этой психотерапевтической теории В. Райх не был знаком с восточными учениями. Каждый сегмент несет определенную символическую нагрузку, связан с определенными психологическими проблемами и ресурсами.

Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?

Тазовый сегмент, включающий в себя таз и ноги, психологически отвечает за половое влечение, выбор жизненного пути, опору в жизни, контакт с реальностью.

В танце проблемы с сексуальной сферой приводят к ощущению «зажатого» таза - ведь таз в таких случаях находится в состоянии постоянного напряжения (особенно это характерно для женщин, переживших насилие или его попытку). И восьмерки, круговые движения, ягодичные тряски и другие элементы, связанные главным образом с этой областью, будут даваться женщине с трудом. Однако со временем, когда она «растанцуется», проблемы забудутся.

польза танца животаНакопившаяся за нашу жизнь агрессия сконцентрирована, в основном, в копчике - в самом низу спины. Это мешает плавности движений тазом, однако помогает делать резкие движения — таким женщинам особенно показан танец под барабаны, помогающий выпустить эту агрессию. После этого плавность будет восстановлена и в танце, и в жизни.

Страхи и неуверенность в себе скрыты в коленях. И во время трясок, задействующих ноги, быстро возникает усталость, однако именно такие тряски помогают укрепить слабые мышцы и выпустить годами сидящие в них страхи наружу.

За остальную символическую нагрузку отвечают стопы. Если у танцовщицы есть проблемы с выбором жизненного пути или опоры в жизни, то она будет неустойчиво чувствовать себя на полупальцах, шататься — даже если у нее все в порядке с равновесием. А уж прогибы назад станут просто страшным испытанием. Если при этом просто переступать через себя, заставляя тело прогнуться назад, то возникает вероятность травмы. Танец на полной стопе, а также прогибы с поддержкой, под присмотром преподавателя помогут почувствовать себя уверенней как в танце, так и в жизни.

Вся жизнь моя была залогом

Недаром слова «живот» и «жизнь» - родственные. В животе живут наши самые глубинные страхи - страхи за нашу жизнь. Мягкий и вместе с тем сильный живот, позволяющий выполнять все тряски и волны, говорит о здоровом самопринятии и об отсутствии угрозы жизни в прошлом. Если же движения животом никак не даются - можно предположить, что дает о себе знать событие из прошлого (нападение, автокатастрофа, серьезная травма, тяжелая болезнь...) либо женщина себя не принимает, не любит. Танец живота - недаром ведь он так назван - помогает животу как бы пробудиться; помогает нам найти ответ на вопрос «кто я?», войти в контакт с собой, а также выпустить наружу страх за свою жизнь, которые годами может сидеть внутри и мешать спокойно жить...

Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива

В диафрагме живут наши социальные страхи - то есть связанные с контактами с социумом: «меня не примут», «меня отвергнут», «никто меня не любит», здесь же — стыд, стеснительность, смущение, робость...

У женщин, для которых характерны такие страхи, диафрагма постоянно пребывает напряженной, поэтому в танце их тело кажется как бы перерезанным пополам. Это не про умение изолированно двигать бедрами либо верхней частью тела - это про неспособность слаженного совместного движения. Тело кажется расщепленным: полная волна, когда движения грудью и тазом плавно друг в друга переходят, никак не ладится. Однако упорство поможет решить эту проблему на телесном уровне - женщина «растанцуется», а также и на психологическом - социальные страхи ослабят хватку.

На грудь кладет тихонько руку

Следующий сегмент включает в себя грудную клетку и руки. При этом грудная клетка считается своего рода контейнером для чувств - здесь хранятся глубинные печали, радости, одиночество, любовь. Руки отвечают за контакты с миром вообще, при этом кисти - за контакты с людьми. Правая кисть - за контакты с мужчинами, левая - за контакты с женщинами.

Накопившиеся за годы эмоции - разочарования в отношениях, разбитое сердце, переживания одиночества и тоски — делают грудную клетку как бы омертвевшей. При этом затруднено дыхание грудью, могут возникать проблемы с сердцем. В танце это проявится в трудностях с дыханием, с движениями грудью - с трясками, разнообразными кругами и восьмерками... Но танец в итоге поможет выпустить чувства наружу и расслабить грудные мышцы, позволив, буквально, вздохнуть полной грудью.

Скованные руки и кисти говорят о трудностях в контактах. По тому, с какой рукой возникает больше проблем, можно говорить о трудностях в отношениях с мужчинами (правая) или женщинами (левая). Обычно эти трудности связаны с глубинными страхами, идущими еще от взаимоотношений с матерью и отцом. Страх как бы сковывает руки, мешая пластичности. Восстановление на мышечном уровне поможет восстановлению и на уровне психологическом.

Умом и страстью побеждать

Шея связывает грудную клетку и голову, эмоции и ум. Шейный отдел отвечает за диалог между нашим «хочу» и «надо». В нашей жизни много несостыковок между этими двумя посланиями, поэтому шея является травмоопасной зоной, и с ней надо быть особенно осторожной. Когда конфликт между «хочу» и «надо» становится слишком сильным, шею можно повредить даже во время достаточно безопасных движений.

Также травмоопасность шеи зачастую связана с перерасслаблением мышц, поддерживающих позвоночник. Во-первых, позвоночник является стержнем нашей личности, в прямом и переносном смысле. Когда что-то ранит наше Я, лишает уверенности в себе, физически мы тоже «ломаемся»: глубокие мышцы шеи и спины ослабляются, мы ссутуливаемся. Во-вторых, эти же мышцы отвечают за нашу включенность в жизнь, участие в реальности. И если на бессознательном уровне окружающий мир представляется угрожающим и дискомфортным, мышцы оказываются почти незадействованными, они перестают нас в достаточной степени поддерживать, и возникает угроза травмы... Правильная проработка шейной области в танце поможет разрешить эти сложности и на психологическом уровне.

Травмоопасность шеи является одной из причин, по которым лучше заниматься танцем не дома по видеозаписям, а в присутствии преподавателя, который будет следить за осанкой ученика и поможет предотвратить травму.

Ланиты Флоры

польза восточного танцаОчень часто, как это ни странно, нижняя часть лица, щеки, рот мешают танцевать. Исполнительница хочет одарить зрителей улыбкой, но, испытывая скованность и напряжение, не может улыбаться естественно. Или вообще никак не может улыбнуться, сохраняя на лице выражение муки.

Напряженный рот скрывает «невыговоренное», накопившееся за годы жизни, а также агрессию, ведь обидчика порой хочется просто покусать. Работа со снятием напряжения в области рта, с высвобождением агрессии помогает сделать улыбку искренней и красивой, что никогда не бывает лишним. Для разработки области рта полезно почаще... кусаться и плеваться. Разумеется, в специально отведенное время и не на публике. Например, можно улучить минутку и покусать подушку Или поплеваться, запершись в ванной. Это помогает не только «выпустить пар» и вернуть улыбке естественную гармонию, но и может помочь с такой проблемой, как переедание, которое в ряде случаев связано именно со сдерживаемой агрессией, желанием кусаться.

Глаза, как небо, голубые

Последний сегмент включает в себя глаза, а также лоб и верх головы в целом. Большинство глазных заболеваний, а также мигрени связаны с психологическими проблемами, скрытыми в этой части тела. Это излишний контроль над собой; неумение себя отпустить; желание всегда соответствовать высоким требованиям; постоянное ощущение некой невидимой аудитории рядом с собой, которой надо нравиться; желание уйти от реальности - в духе «Глаза бы мои на это не смотрели!»; страх открыться, установить глубинный контакт с другим человеком, дать заглянуть себе в глаза.

Для многих начинающих танцовщиц встреча глазами с аудиторией является проблемой не меньшей, чем первый выход на сцену. Наверно, все видели танцовщиц, избегающих смотреть в зал, и это портило все впечатление от танца. Многие движения глазами в танце подобны тем, которые используются в специальной коррекционной гимнастике для глаз. В результате танец «оживляет» наши глаза, уставшие от постоянного взгляда на экран или в текст. Это помогает расслабить глазные мышцы, в некоторых случаях даже улучшая зрение, ведь зачастую близорукость связана не с деформацией самого глазного яблока, а с излишним напряжением мышц.

Душой исполненный полет

Очевидно, что танец живота оздоравливает наше тело: внутренние органы, позвоночник, выправляет осанку и т.д. Но благодаря ему осуществляется еще и скрытый процесс - беллиданс оздоравливает нашу психику. Пожалуй, можно назвать танец живота своего рода «непроизвольной психотерапией», совершающейся помимо нашего разумения и контроля. Танец и повседневная жизнь оказываются тесно связанными, и прогресс на занятиях вызывает изменения и в реальной жизни. Танцуйте для себя, для других, получайте удовольствие, осваивайте новые движения, не пугайтесь трудностей - и вы увидите, как изменится ваше тело и как преобразится ваша жизнь!

(Ирина Соловьева)